Гаражная Романтика
 
     
 
Гаражный рок никогда не умрет, т. к. нет такого определенного музыкального направления. Гаражный рок есть только непрекращающиеся волны молодых романтиков, еще или уже, не нашедших теплого места под буржуазным неоновым солнцем. Да и никогда не стремившихся занять это место. Им тесно в стерильном офисе торговой компании. Галстук душит их, а строгий костюм мешает двигаться. Такие они уроды. Им хорошо с гитарой под облупившейся крышей старого гаража или на траве с бутылкой пива. Но даже такие чудаки попадают в историю. И началась она в Северной Америке лет сорок назад. Те молодые, взявшие бренчалки, стучалки и дуделки во второй половине 60-х, хотели быть Битлзами, Роллингами или, на худой конец, Кинксами, и только немногие из них стали Stooges , Seeds или Troggs . Были и другие величины : MC 5, Thirteenth Floor Elevator, Strawberry Alarm Clock, The Bonniwell Music Machine. На их творческие устремления повлияла вся музыка шестидесятых – и Doors , и Love , и Velvet Underground . В этот период сложились первые координаты стиля, получившего наименование гаражный рок. Это незамысловатая мелодичная музыка, но сыгранная погромче, пожестче и погрязнее, чем на большой сцене. Обдолбанный Iggy Pop & The Stooges , сыгравшие грязнее, громче и жестче всех, навсегда вошли в историю. Потом появился пост-панк - Patti Smith , Stranglers и Television , а за ним и панк. (Яркая иллюстрация условности журналистской терминологии). Деградация и примитивизация входили в моду, и через несколько лет панк–рок, переваренный индустрией шоу-бизнеса отлился в твердые стандарты, став консервативным музыкальным стилем и бодро звучит на радио и улыбается с экрана. А подрастающие, до поры до времени бескомпромиссные, юнцы терзают гитары, курят марихуану и вылезают на сцену с новыми идеями. Некоторые из них погибают, как Ян Кертис из Joy Division, другие творят до сих пор, как Марк Смит из The Fall. После гремевших железом разношерстных восьмидесятых, гаражные терзания шестидесятых могут показаться детским лепетом. Но переутомление от грохота, рычания и мотания хаерами, а с другой стороны, тошнотворность пустого попса, заставили вспомнить о первоисточниках современной музыки и поглубже закопаться в архивы. И сила непосредственной наивной искренности и незамутненная свежесть восприятия гаражников-шестидесятников не могли не привлечь к себе новых слушателей. Враги каждого меломана – музыкальные критики, то затаив дыхание, то с пеной у рта расхваливают вытащенные из бабушкиных сундуков пластинки, переизданные на CD для замшелых коллекционеров и пресыщенных юнцов. Превозносят то дерзких Monks , то очкастых Plato & The Philosophers , то еще что-нибудь. Каждый год появляются новые команды играющие живой современный рок с основой на музыке шестидесятых, от White Stripes до Caiser Chiefs .Тут и Blueskins , и Gluecifer, и Interpol , и Franz Ferdinand,и Kings Of Leon , и … несть им числа. Быть может кто-то удивится, что некоторые из вышеперечисленных команд попали в «гаражные», но для нас здесь важнее личные ощущения, нежели журнальные ярлычки. Окинув ухом всю эту массу музыки можно определить некий стандарт сегодняшнего гаражного рока. Это простая недлинная песня, по типу припев-куплет, достаточно мелодичная, с хотя бы минимальной интеллектуальной содержательностью. Плюс резкий жесткий, более-менее грязный звук и обязательное проявление собственной авторской индивидуальности. Впрочем, хоть горшечным роком обзови, только диски в печь не бросай – ведь этот термин нам нужен лишь для того, чтобы отмежеваться от других достойных направлений современного рока, имеющих свои определенные рамки – металла, панка, готик-рока, поп-рока (радиоформат), альтернативы и пр. Тут можно высказаться и по поводу отечественной «сцены». В России русский рок изначально будучи подпольным, был по образу жизни гаражным, а в Питере даже кочегарным. Но выйдя из подполья, он отлился в те стилистические рамки, которые определяют ныне русский рок как конкретный музыкальный стиль. Акцент на текст и прочно занятое место в русле мейнстрима, на грани с «рокапопсом» - основные «грехи» русского рока, отличающие его от маргинального шума гаражного подполья. Оно прежде всего ассоциируется с «Гражданской Обороной»,«Инструкцией По Выживанию» и прочим сибирским панком. Летов сам заявлял об этом и с удовольствием распространялся на страницах Контркультуры о своих музыкальных пристрастиях. Но и сибпанк,благодаря массе подражателей ГО по всей стране, выработал свои стандарты. А наиболее выдающаяся группа тюменского гаражного рока – «Культурная Революция» ушла очень далеко от этих стандартов, записав в конце 90-х три гениальных альбома. На сегодняшний день осталось две группы славной сибирской плеяды, успешно преодолевающие шаблоны и идущие своим путем - это «Чернозем» и«Теплая Трасса». В Москве когда-то были «Резервация Здесь» и юношеский «Лисичкин Хлеб», блестяще сформулировавший не устаревающее кредо российских подпольщиков: «Трудно на гитаре играть хорошо, но еще трудней не играть вообще». Ныне в Москве здравствуют полумифическая формация «Соломенные Еноты» и раздолбайское «Братство Конца». (Филипп Шувалов) P. S. Если вы заметили уклон автора в сторону пост-панка, то он целиком лежит на его совести.
 
     
Назад
Hosted by uCoz